В западных областях Украины, отличающихся самобытной культурой, вместо мониста родилось другое украшение - дукач, название которого происходит от западноевропейской золотой монеты, дуката. Жители Западной Украины более тесно общались с жившими по соседству поляками и венграми, и западные деньги имели в их среде широкое хождение.

http://shoptxt.ru/foto/114851.jpg

Если монисто напоминает ожерелье с фермуаром, то дукач - подобие эсклаважа. Точно так же его выполненная из драгоценного металла и обильно дополненная полудрагоценными камнями, жемчугом, мелкими монетками верхняя часть представляет собой крупный металлический бант. Помимо большой центральной подвески дукач снабжен множеством мелких, из коралла или металла. Если монисто - неотъемлемый атрибут восточноукраипского костюма, то он неотрывно связан с культурой гуцулов - коренных обитателей Карпат.

Впрочем, строгого разделения нет. Дукачи носили и на востоке страны. Описывая знаменитую Сорочиискую ярмарку, Н.В. Гоголь сообщал: в многочисленных киосках ...нарядно развешаны красные ленты, серый оловянные, кресты и дукаты, - видимо, недорогие, под стать оловянным серьгам.

В XIX в. народный украинский костюм в качестве наряда для праздничных гуляний подчас надевали и молодые дворянки из южных губерний Российской империи. Но к концу столетия ношение его было признано дурным тоном, признаком мещанства и ложно понимаемого патриотизма.

Действительно, выполненные из монет украшения - неотъемлемая часть традиционных одеяний многих восточных народов. У. Теккерей в Ярмарке тщеславия приводит такие подробности карнавального наряда знатной дамы, изображавшего роскошный восточный костюм: Черные косы перевиты бесчисленными драгоценностями, платье сверкает золотыми пиастрами.