При виде такой роскоши, поражающей не только богатством драгоценных материалов, но и изяществом исполнения, нельзя не подумать о том, сколько шедевров не дошло до нашего времени. Мастерство ювелиров, создававших настоящие чудеса, не могло соперничать с жадностью и прагматичностью тех, кто видел в чудесных
творениях мастеров исключительно материальные ценности. Прекрасные по замыслу и исполнению ювелирные изделия переделывались в угоду моде; камни безжалостно вытаскивались из оправ, золото переплавлялось. Подобное происходило практически везде: отношение к ювелирным изделиям слишком часто было утилитарным. Тем ценнее для нас те творения мастеров прошлого, которые сохранились неприкосновенными.
Уничтожались ювелирные изделия и во время войн, восстаний и революций. Очень часто это делалось сознательно.
Например, во время китайского восстания Краснобровых (I в. н. э.) бунтари, захватывая дома аристократов и богатых чиновников, уничтожали все мало-мальски ценное. Женские украшения жгли в кострах, добиваясь того, чтобы золото впитывалось в породившую его землю, а жемчуг толкли в ступах. Творившие это не посягали на Красоту: ими руководила идея вульгарного равенства, при котором у всех должно быть поровну имущества. В Западной Европе во время крестьянских восстаний церковная утварь и украшения благородных дам сплавлялись в слитки, которые потом рубились на равные кусочки - тоже для того, чтобы распределить их поровну между взявшими монастырь или замок.
В более просвещенном XX в. судьба ювелирных изделий была более утонченной, хотя и не менее трагичной. Множество таких изделий, поистине уникальных по красоте исполнения и качеству вправленных в них драгоценных минералов, во время революций 1917 г. и последовавшей за ними Гражданской войны было вывезено за рубеж и продано за бесценок, оказалось в частных коллекциях и с тех пор недоступно ни для искусствоведов, ни для ценителей. Происходило подобное и в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг.