Самодельное ожерелье из каких-то красных сухих ягод трогательно и невинно обвивает в два раза ее темную, высокую, тонкую шею, - такой встречает в повести А.И. Куприна царь Соломон прекрасную Суламифь. Этот реально существовавший исторический персонаж жил в X в. до н.э., и к тому времени производство украшений успело шагнуть невероятно далеко.

http://shoptxt.ru/foto/116014.jpg

Помимо магической, была у украшений и еще одна роль - роль денег. Бусы, кусочки кости, раковин, служившие купюрами, не прятали в кошелек, а нанизывали на шнурок, который гордо выставлялся на всеобщее обозрение. На островах Океании такие деньги в ходу по сей день! Только ими можно, например, заплатить выкуп за невесту. И вот монетный двор каменного века производит свою продукцию, отдавая ее в обмен на обыкновенные купюры, с которыми со всех островов спешат за ритуальными деньгами страждущие женихи. Производство этих удивительных денег подробно описал чешский журналист и путешественник М. Стинга в своей книге Приключения в Океании.

Плотные колбаски из нанизанных на шнурок дисков были в ходу и у многих племен Африки, только делались они не из морских раковин, а из скорлупы страусиных яиц. За последние годы подобные бусы несколько раз входили в моду.

Только, как правило, составляющие их диски в условиях промышленного производства выполняются из высококачественной пластмассы. Мы каждый раз принимаем такой дизайн за новинку, а, оказывается, он был разработан еще в каменном веке!

То, что у ряда племен роль денег исполняли бусы или бисер, знают все. Но не все представляют, какое впечатление производили на европейцев, на протяжении поколений не сталкивавшихся с древней валютой, африканские миллионеры, буквально увешанные своим состоянием.

Существует множество свидетельств того, как европейцы выменивали у африканцев или индейцев на такие бусы, золото или драгоценные камни - система ценностей у туземцев была совсем иной. В начале XX в. ловкие предприниматели, нанимавшие полинезийцев для работы на плантациях, расплачивались с ними раковинами - и среди белого населения Океании вспыхнула настоящая раковинная лихорадка.